История школы

Начальная школа: 1922 г – открыта в небольшом домике из 4х комнат

до 1931 г. в 1ой  комнате 1-4 классы в две смены,

во 2ой  комнате жили два учителя,

в 3ей  — жила техничка,

в 4ой  — рабочий кабинет.

1931 г. – построили новое здание из 4х классных комнат,

1936 г. – школа стала семилетней,

1961 г. – школа стала восьмилетней,

1964 г. – средняя школа.

В 1967 году в с. Элита было введено в эксплуатацию новое 2х этажное кирпичное здание.

В 1986 году в с. Элита было построено и введено в эксплуатацию 2х этажное панельное здание.

В 1996 году Элитовская средняя школа зарегистрирована как Элитовская муниципальная общеобразовательная средняя (полная) школа

В 2002 году школа из Элитовской муниципальной общеобразовательной средней (полной) школы переименована в Муниципальное учреждение образования Элитовскую среднею общеобразовательную школу Москаленского муниципального образования Омской области.

Директорами были:

1ый  директор – Попова (Попловская) Лидия Алексеевна,

с 1932 г. – Кузнецова Екатерина Васильевна,

потом – Минин Григорий Анисимович,

затем – Урюпин Петр Романович (ушел на фронт),

с 1938 г. – Герасименко Иван Яковлевич,

с 1941 г. – Вильсон Иван Яковлевич,

с 1943 по 1962 гг. – Собина Анна Дмитриевна,

с 1962 по 1973 гг. – Курбатов Иван Иванович,

с 1973 по 1976 гг. – Франк Артур Владимирович,

с 1977 по 1980 гг. – Адамец Нина Васильевна,

с 1981 по 1983 гг. – Семенцов Алексей Алексеевич,

с 1983 по 1994 гг. – Бефус Федор Александрович,

с 1994 г. по настоящее время – Стрик Анатолий Федорович.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

  1. Материалы школьного краеведческого музея

Элитовская школа была открыта в 1922 году. Сначала она была начальной всего 4 класса. Все ученики учились в одной классной комнате в две смены. Дом, в котором находилась классная комната, состоял из узкого коридора и четырех комнат. В одной комнате проводились занятия с учащимися, в другой жили две учительницы Попова и Поплавская, в третьей жили технички, в четвертой – размещался рабочий кабинет. В таком здании дети учились до 1931 года. В 1931 году было построено новое здание (где сейчас находится интернат), здание было большое, светлое. Школа оставалась начальной до 1936 года. Директором школы была Екатерина Васильевна Кузнецова,  пионервожатой – Галина Степановна Кирьянова (с 1930 по 1936 г).

Пионеры помогали в культурной и агитационной работе, она плакаты (агитационного характера) разносили по участкам, где раньше работали. Были книгоношами, устраивали концерты на участках для рабочих. Пионеры помогали осенью убирать урожай, срезали подсолнечник, убирали горох и картофель.

Когда в совхозе проводили субботник или воскресники женщины приносили  детей в школу, так как  не было детского садика  и пионеры проводили и организовывали игры, забавы для детей. Пионеры вручную проводили прополку, садили в парке сирень и другие культуры.

В 1936 году школа стала семилетней, директором стал Урюпин П.Г., а пионервожатой – Катаева Лидия Ивановна. Пионеры уже в эти годы руководили младшими ребятами, проводили различные конкурсы на лучшее  исполнение стихотворений, песен, танцев. Были  организованны группы затейников, которые организованно проводили перемены. В 1937 – 1938 учебном году начала работать в школе Собинова Анна Дмитриевна, которая впоследствии стала директором школы (1942 – 1943 г.), пионервожатой была Лисова Антонина Ефимовна. Собинова А.Д. работала в нашей школе и во время ВОВ. Во время войны пионеры оказывали большую помощь повсюду: копали свеклу, картофель, пасли скот. Учебный год вовремя  не начинался, т.к. ребята работали всю осень и все лето. Пионеры ходили с мешком по полю и собирали потерянное зерно. Для воинов-бойцов пионеры собирали подарки. За работу получали переходящее красное знамя министерства просвещения, получали наглядные пособия из Москвы. С 1948 года пионеры стали работать на пришкольном участке, сами сделали парники, выращивали  кукурузу, картофель на семена, изучали какой скот лучше. И лучшие сорта отдавали в совхоз.

Анна Дмитриевна работала в нашей школе до 1958-1959 учебного года. в 1954-1956 годах освобожденной пионервожатой в нашей школе работала Исламкина Екатерина Николаевна. После нее пионервожатой была Маясова Галина Петровна.  2 октября 1964 года был дан старт Всесоюзному ленинскому смотру пионерских дружин под девизом «Сияйте ленинские звезды». И пионеры нашей дружины активно включались в этот смотр. За 3 года этого смотра организовано много хороших дел. Свой план дела ребята посвящали 50-летию Великого Октября. Работала Тимуровская команда. Пионеры проводили сборы, беседы, субботники, конкурсы, викторины, шествовали над октябрятами, проводили недели памяти павших, собирали металлолом.

В 1964-1968 учебных годах пионеры приняли участие в смотре дружины «Смена смене идет». С 1967 по 1969 учебный год пионерской работой руководила Мамонтова Л.В. после смотра «Смена смене идет» пионеры активно включались в экспедицию «Заветам Ленина Верны», посвященную 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Наша пионерская дружина заняла в этой экспедиции 1 место среди других дружин, и пионеры дружины развернули активную работу на марше «Всегда готов». Галина Петровна проводила большую работу среди пионеров, были экскурсии на ферму, велась агитационная и культмассовая работа.

  1. Из воспоминаний ветерана труда

 Дягловой Людмилы Леонидовны

В Элитовскую школу (тогда начальную) я была назначена 20 августа 1932 года. заведующая школы была Екатерина Васильевна Кузнецова. Кроме меня и Кузнецова еще работала Быкова Маргарита Васильевна и молодая учительница. Школа имела четыре классных комнаты, зал и комнату, где жила я, потом ее занимали технички.

Затем школа стала называться семилетней. Занятия проводились в две смены, увеличился и педколлектив. Директором  осталась Е.В. Кузнецова, пока ее не перевели в Ольгино. После Кузнецовой директором был Минин А.Т., а в 1938 году назначили нового директора Герасименко И.Я.. В начале Отечественной войны Герасименко был мобилизован, а на его место назначили И.Я. Вильсона, позднее А.Д. Собинова. Из учителей запомнились Быковы Валерий Ефимович и Маргарита Васильевна, Алешина Ольга Львовна, Минина Р.Ив., Шишечникова З.Ф., Котова Лидия Михайловна, Кайгарадова А.Н., Фатаева Е.М., Крупникова Р.М. Ожигов В.А.

Конечно, трудно вспомнить всех, кто работал в те годы, но помню всегда хороший настрой педколлектива. Отвечающий духу времени. Коллектив активно принимал участие во всех мероприятиях  культурно-массовой работы совхоза, выпускали стенгазеты, были агитаторами. Участвовали в художественной самодеятельности, за что многие учителя награждались грамотами. В марте 1934 года я тоже была награждена грамотой. Особенно запомнились годы ВОВ 1941-1945 гг. в школу добавились дети осадного Ленинграда (интернат), количество учащихся сразу выросло. В каждом классе учились дети из Ленинграда и   каждую неделю приходили похоронки на их родителей. Надо было подготовить к этому роковому событию того ученика, которого в такие юные годы уже постигло несчастье. Но дети учились, жили  с мыслью «Все для фронта! Все для победы!». Писали учащиеся на старых журналах и газетах (не было тетрадей). Учились и работали полуголодные, плохо одетые. Отпусков в те годы не было. Летом и осенью в уборочную работали бригадами. Пололи посевы, убирали горох, работали на току. Некоторые учащиеся заготавливали  в лесу дрова для школы и  возили  их на быках. Я на заготовке дров проработала больше месяца, откуда силы брались? Но это была священная война! Многие учителя за свой труд были награждены медалями. В мае 1944 года я тоже получила медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941 – 1945 гг.»

В мае 1945 года закончилась война. Стали возвращаться домой отцы, сыновья, мужья, дочери, и так стало мне невмоготу (я же с марта 1941 года осталась с двумя маленькими детьми вдовой), что я в 1946 году уехала из совхоза. В дни войны за общим горем, свое забывалось. Но память о совхозе «Элита», о коллективе школы осталась только приятное. Учителя были настоящими коллегами в труде, радости, невзгодах.

  1. Работа Элитовской школы в годы ВОВ

(из воспоминаний ветерана труда, учителя биологии Бородихиной В.А.)

И фронт, и тыл в суровых испытаниях ВОВ единым, боевым лагерем, и советская школа – необходимая часть этого лагеря. Клич нашей партии и правительства «Все для фронта, все для победы!» повернул каждого советского человека от мала до велика лицом к опасности.

Наша школа в годы войны была семилетней, а это значит, что самые старшие учащиеся – это дет 14-15 лет. Занятия в школе, можно сказать, проходили на протяжении полугода, так как, начиная с мая по октябрь учащиеся под руководством учителей работали на сельскохозяйственном производстве совхоза. Ранней весной готовили поля к посеву, выжигали стерню, ненужную солому, участвовали в посевных, работали на огороде совхоза по высадке рассады овощных культур, уходу за ними. Летом занимались прополкой, участвовали в заготовке кормов для скота, осенью помогали в уборке урожая картофеля, свеклы, овощей. Много работали на зерновом току: сушили зерно, перелопачивалиего, очищали, сортировали на ручных зерноочистительных машинах, помогали грузить и отправлять хлеб на элеватор. На вывозке зерна в государственные закрома работали мальчики-подростки, а транспортом в работе были лошади, быки. Работали по 10-12 часов в день, так как все работы проводились вручную.

Особенно запомнилась работа таких учащихся, как Оверченко Мария Парфентьевна, Роза Борисовна Нестерова, Быкова Мария. Это в школе была самая рабочая бригада, которая помогала на самых  важных, ответственных участках работы. Учащиеся школы принимали участие в сборе теплых вещей продуктов для фронта, собирали художественную литературу в освобожденные районы страны, лекарственное сырье. Участвовали в сборе средств на  танк «Малютка», на постройку самолетов. Но, выполняя ответственные задания государственного комитета обороны, поручения партийных и комсомольских организаций, школьники старались хорошо учиться – это тоже был удар по врагу.

Война отняла у тысячи детей простые радости, полагавшиеся детству. Зимой в классах школы было холодно, не доставало топлива, которое заготавливали учителя и старшие учащиеся. Сами пилили в лесу дрова, грузили и вывозили на быках. В течение все зимы дети и учителя занимались распилкой этих дров. Дети  были плохо одеты, не было обуви, теплой одежды. Часто можно было видеть мальчиков и девочек в старых отцовских ботинках, сапогах,, «фуфайках» с рукавами ниже колен. Дети плохо питались, недоедали, некоторым приходилось бросать учебу и шли работать, чтобы помогать матери растить младших братишек и сестренок. В самой учебе, в приобретении знаний были большие трудности, так как не хватало учебников, и их делали по одному на пять,  а то и более человек, не было тетрадей, перьев. Дети писали между строк старых книг, брошюр раствором марганцовки или сажи.

Многие из детей постоянно на уроках и на работе хотели есть. Я часто вспоминаю, как ждали и с каким аппетитом поедали дети кусочки хлеб весом 50 гр., которые мы, учителя, раздавали им нм большой перемене. Все чаще о своих отцах и братьях говорили ребята горькое слово «погиб». Но нравственная атмосфера тех лет воспитывала человеческую надежность и верность. И каждый день дети получали простые и высокие уроки мужества, доброты, причастности  к судьбе Родины в ее трудную пору.

За активное участие в сельскохозяйственном производствен большую общественную работу, которую вели учителя, учащиеся, наша школа в 1942 году была награждена «Почетной грамотой» и переходящим красным знаменем министерства просвещения РСФСР, ценным подарком – наглядными пособиями на сумму 2 тысячи рублей.

Первые годы войны школой руководил Вильсон И.Я. и Авилова Ида Геннадьевна, а с 1943 года директором стала Собинова Анна Дмитриевна, которая работала на посту директора до 1962 года. в годы войны коллектив учителей был небольшой, кроме названных, в начальных классах работали Дяглова Л.Л., Котова Л.М., Лепихина-Лисова А.Е., в старших классах – Крупникова Р.М., Бородихина В.А., Алешина О.Л. Мы, учителя, как и все рабочие, не имели отпусков, все лето и осень работали вместе с учащимися и самостоятельно на полях совхоза и на току, занимаясь сушкой, очисткой и сортировкой зерна, погрузкой его для отправки на элеватор. Работали после занятий, в воскресные дни, выходных не было. Часто проводились воскресники, средства заработанные на них  перечислялись в фонд обороны своей страны. Учителя нашей школы, как и всего района, взяли на себя обязательства ежемесячно до самого дня победы отчислять в фонд обороны однодневный заработок.

Коллектив проводил большую политико-массовую работу среди населения. Особенно ответственной эта работа была во время сева, сенокоса, уборки урожая, когда приходилось быть агитаторами на посевных.  Учителя были активными участниками художественной самодеятельности в совхозе, особенно в зимнее время. Как уже было сказано, руководила коллективом в те суровые годы – Собинова А.Д. Анна Дмитриевна – человек большой души, щедрого сердца, хороший организатор, прекрасный преподаватель русского языка и литературы. Была она мудрым человеком для нас, молодых учителей, чутким и отзывчивым товарищем, требовательным к себе и к другим людям. Будучи коммунистом, вела большую общественную работу в совхозе сама, в этом духе воспитывала и коллектив.

РАБОТА ПЕДАГОГОВ В РАЗНЫЕ ГОДЫ

Учителя Корсукова Е.Н., Бородихина В.А., Мягкая Е.И., Курбатова В.Ф., Чилина А.Ф. занесены в Книги Почета за долголетний труд. Здесь, в школе долгое время работали Скачкова Л.И., Скачков А.Н., Адамец Н.В., Перфилов Н.А. дети помнят как хорошего спортивного организатора. Спортсмены школы занимали призовые места. Кудрявцев П.П. выпускник нашей школы, после окончания института вместе со своей женой приехал трудиться в свою родную школу.

Еще ветеран труда – Майбер Л.И.., ее учащиеся отличались от других школьников своими умениями и активностью: ни одно мероприятие не проходило без них. А у Лисовых была целая династия: Лисова Г.П. – пионервожатая, Лисов В.Л. – физрук, Лисова А.Е. – учитель начальных классов, Лисов М.Л. – долго работал завучем, Лисова Н.Н. – старшая пионервожатая, Лисова В.С. – человек с богатейшим творчеством, прекрасный человек, организатор всех добрых дел в школе, на селе, отличник народного образования. Помнят жители села Ожигова В.А., Крупникову Р.М., Лисова М.Л., Зимареву П.И., Курбатову В.Ф., Курбатова И.Н., Франка А.В.. Франк А.В., работал директором в старом здании, а в 1967 году распахнулись двери новой двухэтажной школы. И здесь продолжают работать Перетятько Т.П., много заботы и тепла она отдала детям, трудится и сейчас.

30 мая 1992 года отмечали 70-летие школы. Из разных уголков области съехались сюда учителя. Сколько приятных воспоминаний, радостных и грустных минут было на этой встрече. Особенно запомнилось выступление Собиновой А.Д. Приехала она из далекого уральского города Миасса уже седой старушкой, больше 25 лет работала она в самые трудные военные и послевоенные годы директором школы. Уезжая, она дала наказ нашим выпускникам, чтобы они не уезжали из села и не забывали школу. Хороший наказ и пожелания…

Вот  список выпускников школы, которые продолжают работать на селе:

  1. Бефус Федор Александрович
  2. Барыляк Нина Ивановна
  3. Перетятько Тамара Петровна
  4. Румянец Лидия Ивановна
  5. Юшанова Наталья Александровна
  6. Шульц Александр Андреевич
  7. Сальников Игорь Николаевич
  8. Осипенко Елена Владимировна
  9. Оверченко Елена Васильевна
  10. Горбачев Александр Николаевич
  11. Косачев Михаил Иванович
  12. Перфилова Лидия Михайловна
  13. Манышев Виталий
  14. Бойко Наталья
  15. Лайнвебер Валентина
  16. Мотрич Р.К.
  17. Мотрич С.Г.

Учатся в пединституте и придут работать в нашу школу Сальникова С., Смолякова Л., Шныр А. и другие.

В далеком 1937 году в школу сибирского совхоза «Элита» пришла молодая учительница русского языка и литературы Анна Дмитриевна Собинова. С годами она стала знающим учителем и способным организатором, активным общественником. Впоследствии вверенная ей школа была лучшей в районе. Анна Дмитриевна помогала молодым учителям, делилась опытом, была пропагандистом всего нового, передового. Общественным редактором совхозной газеты, агитатором среди механизаторов, животноводов, населения поселка.

В годы войны она вместе с коллективом учителей и учащихся школы каждое лето помогала совхозу выращивать хлеб и овощи, очищала поля от сорняков, вручную веяла зерно, а вечером вязала солдатам теплые вещи, за что с фронта приходили благодарности. А школа за помощь фронтовикам была награждена Красным знаменем ЦК ВЛКСМ.

После 25 лет работы в Омской области Анна Дмитриевна переехала в Миасс и с 1962 года начала трудиться в школе №27. и эта школа под ее руководством стала Краснознаменной.

Анна Дмитриевна Собинова убежденный коммунист с 1944 года. в трудные годы, когда КПСС была запрещена президентом, она не изменила партии. За активной педагогической и общественной работой быстро пролетели годы. Прожита большая жизнь, в которой много сделано для людей, много отдано сил, здоровья, щедрости души, житейской мудрости. Анна Дмитриевна не умеет сидеть дома, она всегда там, где люди нуждаются в ее помощи. Общение с людьми помогает ей жить. После ухода на пенсию она около 10 лет проработала в горбольнице №3. коллектив относился к ней тепло, и она с удовольствием вспоминает эти годы. Она является членом совета ветеранов п. Строителей, участвует в работе кружка книголюбов при центральной библиотеке. Ее можно увидеть и на многих мероприятиях в городе. Для нее дорого внимание бывших учеников, которым за 50лет работы она дала путевку в жизнь.

Анна Дмитриевна вместе со своим мужем Николаем Дмитриевичем – ветераном двух войн – вырастили двоих детей. У них двое внуков и трое правнуков.

  1. Школа в наше время.

Роль музея в патриотическом воспитании учащихся.

В Элитовской средней школе в 1975 году был создан клуб «Алый парус» — литературный кружок для старшеклассников. В нем ребята развивали интерес к художественному слову, расширяли литературный кругозор, знакомились и организовывали встречи с поэтами и прозаиками родного края, формировали читательские потребности, навыки анализа и критической оценки произведение.

С 1980 года «Алый парус» начал проводить литературно-краеведческую работу военно-патриотического направления. На заседаниях частыми гостями стали участники ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, солдаты бывшие выпускники школы, афганцы. Традиционными стали вечера – открытые заседания к 8 марта, посвященные матерям, чьи сыновья служат в рядах Вооруженных сил. Этому предшествует огромная подготовительная работа: налаживается тесный контакт с командованием военной части, где служат наши ребята, запрашиваются характеристики, а для матерей присылают сыновья – солдаты подарки – сюрпризы, поздравительные открытки, письма, фотографии, аудио- и видеокассеты. В переполненном зале ДК проходят вечер «Почетней званья нет, чем звание матери солдата». Звучат стихи и песни о Родине, матери, о воинской службе, зачитываются характеристики, благодарственные письма из военной части, поздравления и сюрпризы от сыновей. Ребята незримо присутствуют здесь. Волнующие лица, непрошенные слезы матерей, проникновенный разговор о гражданском долге, о Родине.

Ребята клуба «Алый парус» и музея ведут большую поисковую работу. Мы получаем письма с Украины, Казахстана, с Урала, из Германии – бывших учителей школы, посылали письмо в телепередачу «Жди меня» — разыскиваем эвакуированных воспитателей и детей из блокадного Ленинграда, постоянно обращаемся на радиостанцию «Славянка» с просьбой поздравить наших солдат с днем рождения. Собираем материалы по истории села и школы. Часто приходят в нашу поэтическую гостиную любители поэзии. Здесь мы проводим встречи с местными поэтами,  Цынченко и Чирочкина – это наши частые гости.

За многолетнюю работу клуба (32 года) и музея (11 лет) накоплен богатый материал: альбомы, например, в альбоме «Здравствуй» собраны письма ребят из армии, характеристики, воспоминания бывших членов клуба. В других альбомах отзывы родителей, много фотографий, переписка с другими клубами, подборка стихов о Родине, службе, вырезки из газет и т.д.

На базе Элитовской школы действуют два детских объединения: «Солнышко» — 1-4 классы, «Аэлита» — 5-11 классы.

Направления детского объединения: милосердие, краеведение, культура, экология, нравственность, спорт.

Девиз детского объединения «Солнышко»

«Солнышко, солнышко, мы твои лучи:

стать людьми хорошими; ты нас научи!»

Девиз детского объединения «Аэлита»

«Аэлитою зовемся, чего хотим, того добьемся»

Наши символы: флаг детского объединения «Солнышко» — желтого цвета; флаг детского объединения «Аэлита» — красного цвета. Ленты разного цвета означают направления. Экология – зеленый,  милосердие – голубой, спорт – желтый, краеведение – фиолетовый, культура – салатовый, нравственность – красный.

Эмблемы детского объединения: «Солнышко» — яркое желтое солнышко – символизирует теплоту сердец, радость жизни, стремление научиться делать окружающий мир ярче. «Аэлита» — меч и книга – стремление к знаниям, поле – изучение родного края, любовь к природе, компьютер – познание мира, шар земной – мир сохраним, землю спасем.

Галстук говорит о принадлежности к объединению, продолжению традиций детского движения в школе.

В детское объединение «Солнышко» ребята поступают после определенных испытаний. Вступающие знают правила Солнышат, старшие ребята прикрепляют на грудь эмблемы детского объединения.

Правила «Солнышат».

Солнышата – будущие Аэлитовцы.

Солнышата – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.

Солнышата – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Солнышата – правдивые и смелые, ловкие и умелые.

Только тех, кто любит труд, солнышатами зовут.

В ДО «Аэлита» поступают ребята пятиклассники. На сборе вновь вступившим повязываются галстуки, вручается флаг. Вступающие произносят Законы содружества:

Основные законы содружества.

Закон чести – будь честен в помыслах и делах.

Закон образованного человека – знания – величайшая ценность.

Закон рыцарства – мальчишки уважительно относятся к девчонкам, а девчонки помнят: вежливость и скромность – это составляющие достоинства.

Закон вежливости – внимательно относиться к людям и стараться говорить вежливо.

Закон человечности – быть человечным – приносить радость другим.

Закон здоровья, забота о здоровье – забота каждого.

Закон содружества учителей и учеников – честное и ответственное отношение друг перед другом.

Закон улыбки – улыбка помогает в делах, в учебе, в общении. Дарить свою улыбку людям.

Закон бережливости – сбережем все,  что нас окружает.

Детское объединение поощряет отряды, звенья, отдельных ребят за успехи в учебе, труде, общественной работе. К ребятам, нарушившим Законы применяются меры высказывания: обсуждение на Советах, замечание или предупреждение.

Деятельность органов самоуправления.

Высшим органом является сбор, который собирается 2 раза в год.

В период между сбором вся работа осуществляется президентом и  Советом министров.

Условия детского самоуправления – получения опыта лидерства, руководства. Формирование основ для жизненного самоопределения.

Функции: организационная; представительская; информационно- пропагандистская; методическая.

Полномочия.

Представляет коллектив ДО в общественных организация, на педсоветах , на заседаниях Совета школы.

Координирует деятельность ДО.

Разрабатывает программу деятельности ДО, организует ее реализацию (планирует и проводит различные КТД).

Анализирует, изучает и пропагандирует опыт работы первичных коллективов и школьного коллектива ДО.

Принимает решения по вопросам общественной жизни ДО в школе, сроков  и порядков проведения собраний, отчетов и выборов и других мероприятий.

Определяет вопросы повестки дня заседаний министерств.

Организует учебу актива.

Справка о деятельности классных руководителей Элитовской СОШ

Обсудив основные направления резолюции районной конференции классных руководителей школ Москаленского района по повышению уровня воспитывающей деятельности, как основного направления приоритетного национального проекта «Образования», коллектив классных руководителей Элитовской СОШ определил  целевые ориентиры в своей деятельности, по которым работает в течение года:

  1. Пересмотрены  и определены должностные обязанности классного руководителя в начале года, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, в начале и в конце учебного года.

Программа  воспитательной работы классных руководителей стала носить творческий характер – от планирования к программированию – приоритетное направление многих руководителей, т.е.  главная цель деятельности таких программ: «оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным,  этическим выбором» При планировании воспитательной деятельности классные руководители наряду с определением целей и задач, форм и способов воспитания учащихся пытаются найти оптимальный вариант содержания работы на учебный год или полугодие. Каждый год учитель планирует воспитательную работу, и каждый год размышляет о правильности выбора содержания.

  1.  Усилена роль деятельности  МО классных руководителей. Они являются координаторами в воспитательной работе с детьми по звеньям. Проведены семинары по темам «Проектная деятельность классного руководителя», «Использование современных технологий в работе классного руководителя», «Оценка эффективности деятельности классного руководителя».  На заседаниях МО классными руководителями выработана программа анализа воспитательного процесса в классе, она включает в себя такие вопросы как: анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в прошедшем учебном году: анализ развития учащихся и коллектива класса:  участие учащихся класса в жизнедеятельности школ; педагогическое воздействие с семьями и с родительским активом; анализ эффективности воспитательной работы классного руководителя и др.
  2. Основной формой работы классного руководителя  является классный час, который стал часом общения детей и взрослых.  Основными вопросами на них  стали:
    • Как подготовить себя к жизни.
    • Как изменить себя.
    • Как сохранить дружбу.
    • Как стать лидером.
    • Способности человека и др.
    • Тренинговые занятия: «Опасные удовольствия», «Познай себя», Проверка профессионального соответствия» и др.
  1. Усилилась роль психолого-педагогического сопровождения деятельности классного руководителя, это помогает наиболее эффективно проводить мероприятия: (диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно – правовой тематики для детей и подростков).
  2. Система профилактической работы классных руководителей стала комплексной и включила в себя меры помощи социального, психологического, педагогического характера.  Центр тяжести этой системы перемещен на работу с семьей ученика.
  3. В течение года усилиями классных руководителей удалось добиться более тесного сотрудничества с родителями. На 24% увеличилось количество родителей, посещающих классные родительские собрания, удалось привлечь на общешкольные собрания  62 % родителей, причем родители  стали не только слушателями, но и активными участниками в подготовке и проведении классных и общешкольных собраний. Усилилась роль Совета отцов в формировании здорового образа жизни, профилактики правонарушений учащихся. Одной из главных форм работы с родителями в учебном году стали беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семей. В результате – были сняты с учета четверо учащихся группы «Риска» и семьи этих учащихся. Совместны мероприятия составили 38% из проводимых.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

  1. Классными руководителями ведется систематический мониторинг уровня воспитанности, физического развития учащихся. Ведется коррекционная индивидуальная работа с детьми. Уровень воспитанности повысился на 18 %.
  2. Более шире стала деятельность руководителей  по внеклассному и внешкольному общению с детьми. Увеличилось число посещений музеев, храмов,  концертов выставок в г. Омске, р.п.  Москаленки, бассейна и др. Число учащихся, посещающих различные кружки, секции, объединения увеличилось на 15%.
  3. Реализация  управленческих функции классных руководителей изменило характер – из управления перешло в соуправление: совместно с учащимися вырабатывается повседневный школьный быт (правила общения, совместная работа по созданию комфортных условий, организация самообслуживания и др.)

Активизировалась деятельность классных руководителей в деятельности                   органов ученического самоуправления.

  1. Пополнился банк данных школьного методического кабинета методическими разработками, сценариями.
  2. Классные руководители приняли участие в Областной конференции по проблемам воспитательной работы.

МОУ Элитовская СОШ

Москаленского района Омской области

(статья для газеты «Первое сентября»)

 «Ключ к успеху»

В течение нескольких лет школа развивалась в режиме поиска. Необходимо было создать условия для устойчивого формирования социально-адаптированного человека (современного, практичного, гуманного, духовного, творческого)  в условиях социума. Возникла необходимость педагогизации среды, в которой находится ребенок, семья, общество. Государство ставит перед школами новые социальные заказы. Школьная образовательная среда должна быть направлена в первую очередь  на формирование:

  • системы нравственных качеств относительно общечеловеческих ценностей;
  • системы знаний и умений для ориентации в новых социокультурных условиях  России, Омского региона и  в частности села;
  • опыта творческой деятельности, позволяющего осуществлять не только исполнительную, но и созидательную деятельность.

Образование  как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании») способно предоставить человеку возможность реализовать свой потенциал наиболее полно. Поэтому так актуальна разработка  концепции и программы развития школы в новых условиях.

Школа порой является единственным возможным местом для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, и нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых во внеурочной сфере.

В своем представлении о том, какой должна быть школа, мы исходим из следующих позиций:

  1. Из признания того, что школа – образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности микрорайона (микросоциума) в первую очередь.
  2. Вследствие первого необходимого изучения, анализ (диагностика) этих потребностей, с одной стороны, и анализ возможностей школы по их удовлетворению с другой.
  3. Удовлетворять образовательные потребности микросоциума необходимо на высокой планке качества. Школа должна быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне.
  4. Решая образовательные задачи в самом широком смысле, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы – в кружковой, клубной, профильной, спортивной, музыкально-эстетической, в системе КТД, предоставляя широкие возможности для развития и самоопределения личности ребенка.
  5. Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства.

Анализируя внешний этап развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: Чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать?

Свою миссию (совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности) учебно-воспитательная работа школы связывает с социально-культурным укладом жизни  села. Для этого,  изучив влияние социума на уровень интеллектуального и нравственного развития личности, школа развивает концепцию по созданию  системы социально-педагогического комплекса  по типу «Семья – Дошкольное образовательное учреждение  –  общеобразовательная школа – Детская школа искусств – Сельский Дом культуры – ДЮКФП  —  Профессиональное училище — 32 «.

С целью создания новых условий для развития личности:

  1. Модернизирована структура управления социально- педагогического комплекса, в котором координатором является школа, введены функциональные дополнительные параметры, как у управленцев, так и у педагогов.
  2. Проведен педсовет и семинары с участием представителей образовательных и общественных организаций, круглый стол с участием родителей, учащихся, учителей, представителей учреждений по проблеме изучения потребностей ребенка и  создания условий для всестороннего развития личности.
  3. Скорректированы программы учреждений дополнительного образования, общественных организаций в условиях социально-педагогического комплекса.
  4. Налажена система обучения педагогов формам и методам социализации (освоение индивидуумом социальных норм и культурных ценностей общества) ребенка.
  5. Созданы детские общественные организации для формирования и развития организаторских навыков и умений, освоения социальных норм через игру.
  6. Налажена связь школы с другими школами и учреждениями района и области, и других регионов на основе общих целей интересов.
  7. Привлечены дополнительные внебюджетные средства для создания материальной базы школы.

В учебной деятельности:

— введение из школьного компонента предмета — немецкий язык во 2 классе, из регионального компонента: экология (9-11 кл),  экономика (9-11 кл.), информатика (5-6 кл);

— создание тест — классов по договору с центром «Образовательная инициатива» ОмГПУ;

— введены элективные курсы по математике, русскому языку, технологии;

— ведутся дополнительные занятия по немецкому языку по договору ЗАО «Техническое развитие» г. Новосибирск;

— на третьей ступени среднего образования организован профиль среднетехнического направления;

— участие в районных, областных олимпиадах (2002-2004 года – 2 место: биология, русский язык, история; 1 место:  обществознание, районный уровень);

— участие в областных НПК, лауреаты по обществознанию, немецкому языку, математике (2004 год);

— участие в областной олимпиаде по биологии (3 место, 2004 год);

  Во внеклассной работе выделены приоритетные направления, играющие ведущую роль в социализации личности ребенка, которые предусматривают  участие всех субъектов социума.

В начальном звене:

— скорректирована программа  внеклассной воспитательной работы совместно с СДК, ДДТ, ДШИ.

— определены традиционные совместные мероприятия: «Масленица», «Рождество» «Линейка Памяти», новогодние утренники, День защиты детей, Праздник Первого звонка,

— созданы кружки «Василиса», «Умелые ручки» декоративно- прикладного           направления в СДК.

— создан интеллектуальный клуб  «Знайки», учащиеся 3-4 классов являются призерами интеллектуального районного марафона, посвященного 80- летию Москаленского района.

— создано детское объединение СМИД (содружество мальчишек и девчонок) «Солнышко». Прием первых классов проводится на традиционном общешкольном празднике

«Путешествие по Солнцеграду», где первоклассники проходят определенные испытания, показывают знания истории, традиций, достижений родного края, села.

— ДО имеет свою символику, атрибуты, законы.

—  параллельно младшие школьники начинают обучение в Детской школе искусств на отделениях: музыкальное (баян, аккордеон, гитара, фортепиано), вокальное (сольное и хоровое пение), хореография (классический, бальный, народный танец), ДПИ (работа с природным материалом, изобразительное искусство), театральное.

_ в кружках от Дома детского творчества младшие школьники изучают народное творчество, традиции родного края.

— учащиеся принимают участие в традиционных мероприятиях, как школы, так и села, района.

— участвуют в районном проекте «Милосердие», шефствуют над детьми детского сада «Тополек» (совместные мероприятия, концерты, изготовление подарков, игрушек);

— посещают спортивные секции по футболу, общей физической подготовке.

Эта деятельность позволяет более полно использовать потенциал знаний и умений младших школьников в решении основных задач.

Большое значение в учебно-воспитательной работе  имеет  деятельность  классных руководителей.

В их работу входит:

— Организация коллектива класса для участия в общешкольных мероприятиях, социально-значимых проектах;

— Содействие участию класса в делах детских общественных объединениях;

— Создание условий для самореализации учеников «Каждому дело по душе».

— Диагностика учебных возможностей и творческих способностей детей; на их основе выстраивание взаимоотношений с учителями – предметниками;

— Отслеживание занятости учащихся во внеурочное время;

— Создание условий для развития системы самоуправления в классе.

В среднем и старшем звеньях:

— создана школьная детская республика «Аэлита», в которую может вступить любой учащийся, соблюдающий Законы аэлитовцев, желающий активно участвовать во всех общешкольных делах.

— разработана система самоуправления школьников: президент возглавляет министерства:

Образования, Культуры, Экологии, Дисциплины и порядка, Спорта, Радиовещания и Печати.

— создан интеллектуальный клуб, штаб «Забота»

— создаются совместные проекты;

— в ДО школьники учатся конкретным отношениям между собой, умениям организовывать коллективно- творческие дела, общаться, снимать конфликтные ситуации в игровой форме, осваивать азы общественного самоуправления.

Школьный мониторинг воспитанности показал, что в школе создана воспитывающая ситуация: дети находятся в активной деятельности, а это способствует их формированию в соответствии с целью школы и задач по освоению культурных и духовных ценностей, традиций. Они активно познают мир, сопереживают, оказывают нуждающимся в помощи, учатся проявлять себя в жизненных различных ситуациях.

Эта работа ведется по «станциям» и «тропинкам».

Детское общественное объединение – активный участник районных социально- значимых акций: «Милосердие», «Обелиск-2003», «Лидер», «Поиск», «Подросток и Закон», «Маленький принц Земли» (экология), «Детство без границ», «Интеллект».

Детское объединение «Аэлита» в течение последних пяти лет признано лучшим в районе, является призером, районного фестиваля «Мы — будущее России». В 2003, 2004, году — обладателем районного переходящего вымпела детских общественного движения.

Участвуя в выборах президента детской республики, учащиеся уже в 5 классе узнают процедуру выдвижения кандидатов, предвыборной компании, голосования, тем самым формируются  умения анализировать ситуацию, делать выбор, подчиняться, и выполнять Законы «государства» в государстве.

Участвуя в проекте «Лидер», ученица школы стала лауреатом областного конкурса    «Лидер XXI века», награждена путевкой в ВДЦ «Океан» на сезон «Молодые лидеры России» в 2004, 2005, 2006 году.

Лидеры- выпускники школы, активно принимают участие в общественной жизни учебных заведений, где продолжают обучение, поддерживают связь со школой, принимают участие в ее жизни. На традиционных вечерах встречи зал всегда полон гостей.

Среди коллектива учителей — семь выпускников школы. Два выпускника работают в Элитовской детской школе искусств, сельский ДК возглавляет выпускница школы. Выпускники школы работают преподавателями в ПУ-32, в том числе директором данного заведения.

Выпускники 2003, 2004, 2006  года стали лауреатами районного конкурса «Выпускник года»

В детских объединениях сложились свои традиции. Некоторые стали праздниками для всего села. Это: торжественный стартовый сбор в начале учебного года, День детских объединений, сопровождающийся праздничным шествием, концертом, подготовленным силами ДШИ, СДК, родителями. Спонсоры  родители- руководители ЧП, КФХ готовят подарки для детей.

В среднем и старшем звеньях дети участвуют в работе кружков и клубов. Большое значение  в формировании гражданской позиции школьников имеет работа патриотического клуба «Алый парус», краеведческого музея боевой и трудовой славы. Члены клуба ведут переписку с выпускниками- военнослужащими, организуют встречи с бывшими солдатами российской армии. Традиционными стали вечера для солдатских матерей, которые проводятся накануне Международного женского дня, встречи поколений на базе музея.

Старшеклассники ведут исследовательскую работу на основе материала музея. Работы были представлены на районной научно-практической конференции; «История села Элита» (2003 год), областном конкурсе исследовательских работ «Я люблю тебя, Россия» (2004 год). Стали лауреатами данных конкурсов.

Учащиеся школы ежегодно участвуют в областном экологическом конкурсе «Красота спасет мир». Являются призерами в номинациях: «Резьба по дереву», «Флористика», «Изобразительное искусство» (2002-2006 года). В 2004 году призеры областного  конкурса «Урожай-2004»,победители областного конкурса «Забава-2006» — 2 место, «Музыкальная шкатулка»-1,2,3 место. Большое значение в этом направлении имеет тесная связь с ДШИ, где дети, приобретая профессиональные навыки, добиваются успехов. Среди лауреатов конкурса – четверо являются стипендиатами губернатора Омской области.

Работая по программе  «Интеллект», в школе создан клуб «Что? Где? Когда?», в который входят игровые команды учителей, учащиеся 5-11 классов. Команда старшеклассников «Квант» является одной из лучших в районе. Клуб тесно сотрудничает с Комитетом по молодежной политике, другими клубами. На базе школы проходят игры между командами других школ, ПУ-32. подготовка и проведение проводятся совместно с работниками СДК и сельской библиотеки.

Наличие спортивных секций ДЮКФП на базе школы  позволяет учащимся развивать и совершенствовать физические способности. В результате, учащиеся школы являются призерами областного культурно-спортивного праздника «Королева спорта» (2002, 2003 года – золотая и серебряная медали), VIII межрегионального оборонно-спортивного турнира «Орлята России»- золотая медаль (2003 год), областного турнира на приз клуба «Кожаный мяч» (2003, 2004, 2006 года), призеры районного конкурса агитбригад «Молодое поколение  — за здоровье».

Тесная связь с ГОУ НПО «ПУ-32» позволяет учащимся получить начальное профессиональное образование не меняя места жительства. Преподаватели училища проводят профессиональную работу с учащимися школы, устраивают Дни открытых дверей, где ребята проводят день в стенах училища, знакомятся с профессиями, требованиями, жизнью в учебном  заведении. Традиционными стали спортивные товарищеские встречи между командами школы и ПУ, интеллектуальные поединки, конкурсы, празднование юбилеев школы и ПУ.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества) воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели.

Детям нужны воспитатели – это известно всем. Всем известна также аксиома: «Недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы не нашли применение».

Все мы знаем  стихи: «Помнишь, было вокруг море цветов и звуков, из теплых маминых рук учитель взял твою руку….» Первым кого видит, кому верит, кого слушает ребенок, конечно, является классный руководитель.

Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях сложна и многогранна.

Работая в сельской местности, классный руководитель имеет как ряд преимуществ и сложностей. Все друг друга знают, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники — родители, и такое отношение передается следующему поколению учеников от родителей, можно заранее узнать в каком классе будешь классным руководителем и установить связь с учителем начальных классов, от которого берешь детей, тем самым решить вопрос преемственности воспитательной работы, работу с родителями можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи, семейные традиции.

Сложность состоит в том, что в основном заинтересованность родителей в образовании детей низкая,  материальное благосостояние невысокое, родители, за редким исключением, не могут помочь в выборе профессий своим детям, в силу возрастных особенностей в старших классах многие дети отдалены от родителей.

Таким образом, назначение классного руководителя правильно сориентировать формирование личности.

В нашей школе работает 13 классных руководителей. С уверенностью можно сказать, что  это сплоченный коллектив единомышленников. Работа классных руководителей строится в соответствии с условиями работы школы, особенностями воспитательной системы по принципам:

системности и планомерности; единого подхода к планированию воспитательного процесса;

сотрудничества классного руководителя с воспитанниками и их родителями в достижении воспитательных результатов; ориентации педагогической деятельности на интересы, потребности и возможности каждого ребенка.

При планировании воспитательной деятельности классные руководители наряду с определением целей и задач, форм и способов воспитания учащихся пытаются найти оптимальный вариант содержания работы на учебный год или полугодие. Каждый год учитель планирует воспитательную работу, и каждый год размышляет о правильности выбора содержания.

На заседаниях МО классными руководителями выработана программа анализа воспитательного процесса в классе, она включает в себя такие вопросы как: анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в прошедшем учебном году: анализ развития учащихся и коллектива класса:  участие учащихся класса в жизнедеятельности школ; педагогическое воздействие с семьями и с родительским активом; анализ эффективности воспитательной работы классного руководителя и др.

Анализ помогает сделать вывод об удачах и находках, о накопленном положительном опыте, об отрицательных моментах в жизни класса, нереализованных возможностях, неиспользованных резервах, перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее. Классными руководителями так же накоплен опыт проведения итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов.

При таком подходе к планированию классные руководители избегают неоправданного копирования проводимых дел в других ученических коллективах и опираются на специфические особенности класса

Индивидуальная работа с учащимися помогает классному руководителю обеспечить индивидуальную траекторию развития учащихся с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника. Классные руководители используют такие направления индивидуальной работы как: изучение личностных особенностей, установление межличностных отношений, оказание индивидуальной помощи учащихся, содействие по самопознанию и самоопределению, оформление карты интересов и увлечений школьников, проводят консультации и беседы, создание ситуации успеха по принципу: «Каждому в классе – дело по душе»

Приоритетом и залогом успешной воспитательной деятельности классного руководителя  является сотрудничество с родителями. Уже стали традициями в работе таких классных руководителей как Дорошенко Л.И, Грешная З.А., Ершова Н.И., Синикина М.Р. проведение совместных мероприятий «Пусть дружат наши сердца», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Встреча трех поколений», «Мой папа тоже был солдатом» выставки семейного творчества и другие.

Огромное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Именно в семье закладываются основы морально- качественных качеств ребенка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. В нашей школе проблема «трудных» детей считается одной из главных, потому что особенно они нуждаются в индивидуальном подходе, внимании родителей, которого часто лишены дети из асоциальных семей.

На плечи классных руководителей ложится не только работа с такими детьми, но в большей степени с их родителями. Как правило, они не посещают собраний, не интересуются учебой и интересами ребенка. В работе с такими семьями классные руководители используют индивидуальные формы работы, разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, продолжают при индивидуальных  встречах дома. Большую помощь оказывает классному руководителю деятельность социально — психологической службы в школе.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прямое включение отцов в воспитательную работу в классе и школе. В январе 2006 года  в школе создан и действует Совет отцов (в который входят пока 13 человек). Задачами Совета является всемерное укрепление связи между семьей и школой, привлечение отцов к активному участию в жизни школы, помощь в осуществлении образования, досуга, формирование здорового образа жизни. Так силами отцов, их детей и добровольцев была построена хоккейная коробка, а сейчас отцы и дети заняты подготовкой к строительству летней спортивно- игровой площадки.   В рамках проведения операции «Подросток», отцами  спланированы рейды по субботам в Элитовской ДК с целью выявления нарушения правил поведения в общественных местах, распитие спиртных напитков, сообщение родителям о фактах нарушения.

Планируется привлечь большее число отцов к участию в различных формах общественно — полезной деятельности детей, работе по профориентации,  руководству кружками, участии в педагогической пропаганде среди родителей и населения, оказание помощи классным руководителям.

Одним из приоритетных направлений работы классных руководителей в нашей школе является соучастие в совершенствовании системы детского общественного движения.

Классные руководители осуществляют педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса. Они всегда в курсе всех дел в детских объединений «Аэлита » и «Солнышко». За последние 3 года удалось добиться 100% участия классных коллективов в КТД, общественно – значимых акциях. Высокий уровень подготовки и участия в мероприятиях показывают со своими классами как опытные классные руководители Стрик Л.Ю., Черепанова Н.Ф.Шидловская М.В., Жукова Н.В., Пономарева Л.В. так и начинающие классные руководители Мотрич С.Г., ЕрошенкоЛ.В., что дает возможность найти каждому ребенку свое место в школьном коллективе  Круглые столы, заседания МО, открытые мероприятия, которые ежегодно проводят учителя дают возможность не только обобщить свой опыт, но и научиться у других. Тесная связь с родителями, проживающими в с. Помурино налажена классным руководителем Железняковой О.В.

Не заканчивается деятельность классного руководителя и после выпуска учащихся из школы. Классные руководители собирают данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству, собирают и имеют полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу.

В день Вечера встречи выпускников  школа всегда наполнена выпускниками,  которые помнят, любят, желают встретиться со своими классными руководителями и учителями. А это лучшая оценка деятельности любого учителя.

Голосование за #СЕТЕВИЧОК

eko18

 ВСЕРОССИЙСКИЙ 
МОНИТОРИНГ 
БЕЗОПАСНОСТИ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

телефоны экстренных служб

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031